В: Что такое NVidia® SLI™? О: NVidia »® SLI™ - технология, позволяющая использовать мощности нескольких видеокарт для обработки трёхмерного изображения.
В 1998 году компания 3dfx представила графический процессор Voodoo2, среди прочих нововведений которого была технология SLI™ (англ. Scan Line Interleave - чередование строчек), которая предполагала совместную работу двух чипов Voodoo2 над формированием изображения. С технологией SLI™ могли работать даже карты различных производителей, а также карты с разным объёмом памяти. SLI™-система позволяла работать с разрешением 1024x768, что в то время казалось невозможным. Недостатками SLI™ от 3dfx были высокая цена ($600) и большое тепловыделение, к тому же наблюдались проблемы чересстрочной синхронизации результирующего изображения. Однако вскоре видеокарты переходят с шины PCI на более современный AGP-порт. Так как на материнских платах этот порт был только один, то выпуск видеокарт с поддержкой SLI™ на время прекратился.
В 2000 году с выпуском нового чипа VSA-100 3dfx удалось реализовать SLI™ на AGP, но на этот раз в рамках одной платы, на которой размещались два или четыре таких чипа. Однако платы на базе SLI™-системы обладали большим энергопотреблением и выходили из строя из-за проблем с электропитанием. На весь мир плат Voodoo5 6000 было продано около 200 штук, причём реально рабочими из них оказались лишь 100.
В 2001 году NVidia » покупает 3dfx за 110 млн долларов. С введением спецификации PCI-X становится вновь возможным использование нескольких графических карт для обработки изображения. В 2004 году с выходом первых решений на базе новой шины PCIe NVidia » объявляет о поддержке в своих продуктах технологии мультичиповой обработки данных SLI™, которая расшифровывается уже по-другому — Scalable Link Interface (масштабируемый Интерфейс).
В конце 2007 года введена в эксплуатацию технология 3-Way SLI™, позволяющая объединять в связке 3 видеокарты NVidia ». В настоящее время (2010 год) уже до 4-х видеокарт - 4-Way SLI™.
По материалам с сайта wikipedia.org.
В: Принципы построения и работы NVidia® SLI™. О: Для построения компьютера на основе SLI™ необходимо иметь:
Поддержка чипсетов для работы со SLI™ осуществляется программно. Видеокарты должны принадлежать к одному классу, при этом версия BIOS плат и их производитель значения не имеют.
SLI™-систему можно организовать двумя способами:
В последнем случае нагрузка на шину PCIe возрастает, что плохо сказывается на производительности.
Получила распространение система Quad-GPU SLI™. Она предполагает объединение в SLI™-систему двух двухчиповых плат (GeForce » 7950GX2, GeForce » 9800GX2 или GeForce » GTX295) или четырёх одночиповых (в данном случае она именуется 4-Way SLI™). Таким образом, получается, что в построении изображения работают 4 чипа. Примечание: Quad-GPU SLI™ пока корректно работает только в операционной системе Windows Vista и Windows 7, в Windows XP её нельзя использовать из-за ограничения в ОС.
В: Используемая память. О: Многие производители «двойных» видеокарт предпочитают писать суммарный объём локальной памяти, например (EVGA или Palit »). На самом же деле такие видеоадаптеры, фактически являясь SLI™-картами, могут использовать только собственную установленную на PCB память. То есть в построении изображении, например, видеокарта GeForce » GTX295 сможет использовать только 896 Мб памяти. Каждый её чип имеет в своём распоряжении только половину от заявленной производителем.
В: Процессорозависимость. О: Связка из видеокарт SLI™ изначально является довольно производительным решением, например из пары GeForce » GTX260. Но тут возникает проблема процессорозависимости, так как многие современные игры очень интенсивно используют CPU, также как и сам SLI™. Поэтому, чтобы связка SLI™ полностью раскрыла свой потенциал, необходим соответствующий мощный процессор с высокой тактовой частотой; в противном случае прироста от использования SLI™ будет намного меньше ожидаемого.
Оптимально (на 2009 год), в большинстве игр, на систему SLI™ из двух GeForce » GTX275 необходим процессор порядка Core2 Duo E8400-E8600 разогнанный до 4 ГГц. Меньшая частота процессора влечёт падение FPS (Frames Per Second — кадров в секунду), а более высокая частота процессора (порядка 4.5-5 ГГц) FPS уже не прибавляет.